Удивительная сенсорика

Аннотация 
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 
«Удивительная сенсорика» социально-гуманитарной направленности государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 135 Невского района города Санкт Петербурга.
 
Сенсорное воспитание социально-гуманитарной направленности – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте
 Период с 3-х до 4 -х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Цель программы 
Определение путей влияния дидактических игр и упражнений на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
Потребностью в разработке методических путей развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактических игр и упражнений
Задачи программы
- Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине. 
- Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине. 
- Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. 
- Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. 
- Развитие творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности. 
- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству. 
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; 
- Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами.
Планируемые результаты
В результате освоения программы воспитанники будут: 
Знать: 
шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов; 
пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия. 
Уметь: 
идентифицировать цвета, геометрические фигуры; 
подбирать предметы по образцу;
группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, величина);
сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;
чередовать предметы по величине;
расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей; 
сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета; 
обозначать величину предметов словами; 
воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;
находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу; 
словесно описывать формы предметов. 
Владеть: 
приёмами обследования формы;
действиями подбора по образцу; 
способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно-воспринимаемому образцу.