Экологическая тропа

2025 04 13 13 42 11

«Экологическая тропа на территории детского сада

ГБДОУ№135 Невского района

и части территории Белевского карьера»

Познавательно-исследовательский проект «Экологическая тропа» для педагогов, детей и родителей ГБДОУ детский сад №135.

Паспорт проекта "Экологическая тропа на территории детского сада и части территории Белевского карьера"

Название: "Экологическая тропа "

Вид проекта: познавательно- исследовательский

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети и родители ГБДОУ детский сад №135 Невского района.

Актуальность: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Создание экологической тропы на территории ГБДОУ способствует повышению эффективности уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, активно обогащается словарный запас. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы. Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд в природе. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой, развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы; расширять знания об особенностях живой и неживой природы родного края.

3) Привлечь детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Оздоровить дошкольников при помощи тропы здоровья.

5) Повысить педагогическую компетентность родителей в области экологического воспитания детей.

6) Создать условия, обеспечивающие эффективное использование экологической тропы для осуществления эколого-краеведческого образования дошкольников.

Гипотеза: если создать экологическую тропу на территории детского сада, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей.

Этапы проекта:

1.Подготовительный (диагностический)

- Изучение методической литературы по проблеме исследования

- Детальное обследование территории детского сада и территории Белевского карьера, выделение места для наиболее интересных объектов экологической тропы.

- Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы.

2. Основной (практический).

- Составление картосхемы тропы разного назначения: в помощь воспитателям и детям. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания, и приглашать их к себе в гости. Мы выбрали хозяином тропы Лесовичка (См. Приложение 1).

- Формы и методы работы с детьми и родителями (См. Приложение 2)

- Краткая характеристика тропы. (См. Приложение 3)

- Составление паспорта экологической тропы. (См. приложение 4) - Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями. (См. приложение 5)

- Составление правил поведения на экологической тропе. (См. приложение 6)

Мероприятия с детьми и родителями:

С детьми:

- Экологические беседы;

- Наблюдения;

- Элементарные опыты;

- Экскурсии;

- Целевые прогулки;

- Экологические конкурсы, викторины;

- Решение экологических ситуативных задач;

- Чтение художественной литературы;

- Обсуждение и проигрывание ситуаций;

- Трудовой десант;

- Труд в природе;

- Коллекционирование;

- Экологические досуги, развлечения, праздники;

- Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно- ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

- Театрализации, инсценировки.

С родителями:

- Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

- Участие в конкурсах;

- Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

- Фотовыставки;

- Изготовление книжек-малышек (экологические сказки);

- Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр;

- В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

3. этап - заключительный Сбор и обработка и обобщение практических и методических материалов, презентация проекта для педагогов ДОУ и родителей.

Ожидаемые результаты: Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире.

Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках. (Приложение 1)

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование территории детского сада и близлежайшей территории Белевского карьера, выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения:

в помощь воспитателям (4 маршрута); для детей. Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения. Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. В последствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания, и приглашать их к себе в гости. Мы выбрали хозяйкой тропы - Лесовичка.

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр. В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

8. Разработка маршрута экологической тропы (Приложение 2)

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы,
  • Викторины;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Трудовой десант;
  • Труд в природе;
  • Коллекционирование;
  • Экологические досуги;
  • Развлечения, праздники;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
    • Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Фотовыставки;
    • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки) (Приложение 3)

Краткая характеристика тропы

Вид тропы: Экологическая - ул. Ивановская д. 23, ул. Ивановская д. 27 ГБДОУ №135, близлежащая территория Белевского карьера.

Состояние тропы: хорошее

Режим пользования: круглогодичные познавательные экскурсии, исследования

Назначение экологической тропы: познавательное, развивающее.

Экологическая тропа располагается на территории детского сада и Белевского карьера. Территория детского сада практически прилегает к Белевскому карьеру. Сотрудники детского сада и родители с детьми принимали участие в посадке деревьев, кустов, оформлении грядок, клумб на территории детского сада и близлежайшей территории, изготовлению кормушек, скворечников. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы планируем не только знакомить детей с объектами живой и неживой природы в их взаимодействии, но и формировать экологическое сознание и экологическую культуру всех участников воспитательно-образовательного процесса. (Приложение 4)

Создано 4 маршрута.

Более подробно с маршрутами и остановками можно ознакомиться   здесь