Грамотейка

Аннотация

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Грамотейка»

социально–педагогической направленности

государственного  бюджетного  дошкольного  образовательного  учреждения  детского сада № 135

Невского района города Санкт -Петербурга

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализам слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Актуальность программы состоит в том, что, чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, Рече двигательная.Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Цель программы это построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5-6  и 6- 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Задачи программы

Обучающие:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи  темпом, интонацией.
  • Знакомство со слоговой структурой слова.
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
  • Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Обучение чтению.
  • Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
  • Подготовка руки ребёнка к письму.

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие графических навыков.
  • Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к взрослым и сверстникам.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Планируемые  результаты

5-6 лет

Личностные:

v  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости

v  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

v  формирование мотивации к труду, работе на результат

Предметные:

v  Овладеть понятиями: «слог», «звук», «буква».

v  Различать и называть гласные и согласные звуки.

v  Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов.

v  Свободно и осознано читать слоги.

v  Проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

Метапредметные:

v  Сформированное плавное слоговое чтение.

v  Владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

v  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

6-7 лет

Личностные:

v Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости

v Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

v Формирование мотивации к труду, работе на результат

Предметные:

v  Овладеть понятиями: «слог», «слово», «звук», «буква», «предложение».

v  Уметь различать и называть гласные и согласные буквы.

v  Уметь правильно ставить ударение в словах.

v Уметь правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры.

v Уметь свободно и осознано читать небольшие слова, простые предложения.

v Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце.

Метапредметные:

v Сформированное плавное слоговое чтение.

v Владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  

      поиска средств ее осуществления;

v Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять

      наиболее эффективные способы достижения результата.