к дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограмме «Грамотейка» социально–педагогической направленности Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 135 Невского района города Санкт – Петербурга
2024-2025 учебный год
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализам слов – первому действию по обучению собственно грамоте.
Актуальность программы состоит в том, что, чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, Рече двигательная.Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Цель программы это построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5-6 и 6- 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Задачи программы
Обучающие:
Формирование и развитие фонематического слуха.
Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
Знакомство со слоговой структурой слова.
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
Расширение словарного запаса детей.
Обучение чтению.
Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
Развитие слухового восприятия.
Развитие графических навыков.
Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к взрослым и сверстникам.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Планируемые результаты
5-6 лет
Личностные:
vРазвитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости
vРазвитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
vформирование мотивации к труду, работе на результат
Предметные:
vОвладеть понятиями: «слог», «звук», «буква».
vРазличать и называть гласные и согласные звуки.
vПравильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов.
vСвободно и осознано читать слоги.
vПроявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
Метапредметные:
vСформированное плавное слоговое чтение.
vВладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
vФормирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
6-7 лет
Личностные:
vРазвитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости
vРазвитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
vФормирование мотивации к труду, работе на результат
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театрализованная ритмопластика» художественной направленности Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 135 Невского района города Санкт – Петербурга
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трёх до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие.
Театрализованная ритмопластика – синтетический вид деятельности, который помогает решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и в целом психического развития детей.
Опыт проведения ритмопластики показал её привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые движения, направленные на развитие у детей музыкальности, двигательных качеств и умений, чувства ритма, творческих способностей, нравственно-эстетических качеств. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка, а разнообразие используемой на занятиях музыки дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческие способности, совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу.
Актуальность работы заключается в том, что ритмопластика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмопластикой. Занимаясь ритмопластикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным. В данной программе используются не только музыкально-ритмические и имитационные движения, но и разнообразные упражнения, игры. Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Каждое занятие - это путешествие в сказку, это игры и перевоплощения в различные образы.
Цель программы: развивать у детей музыкально-пластические способности; приобщать к миру искусства, воспитывать активность восприятия музыки, учить детей понимать музыкальное содержание и средства музыкальной выразительности, учить ребенка выражать себя в соответствии с музыкальным образом, планомерно развивать у детей музыкальный слух и память.
Задачи программы:
Обучающие
- учить детей выполнять движения эмоционально, выражая себя в соответствии с образом, заложенном в музыке.
- учить понимать танцевальные средства выразительности;
- учить усвоению содержания текста
Также решаются задачи:
Развивающие
- развивать чувства ритма, темпа, понятия динамики, основы звуковысотности и тембра.
- создать предпосылки для творческого поиска в создании образа;
- активизировать творческий потенциал ребенка
- развивать навыки говорения; накопление словарного запаса; получение максимально полной информации об окружающем мире через литературные произведения
- развивать логическое мышление через тренировку умственной деятельности в процессе работы над литературным текстом.
Воспитательные
- воспитывать стремление выразительно выполнять движения;
- развивать артистические способности, художественный вкус, любовь к музыке, искусству;
- развивать внимания, сосредоточенность.
Отличительной особенностью программы является игровой метод, который придает
учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Программа рассчитана на один год обучения для детей от 3-х до 7 лет. В подходе к каждой конкретной группе детей проявляется определенная гибкость, учитывается при этом состав группы, физические данные и возможности детей.
Планируемые результаты в развитии у дошкольников специальных компетентностей в музыкально-ритмической деятельности
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитое хореографическо-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей;
- развитие творческих способностей;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность.
Метапредметными результатами освоения программы являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности;
- умение участвовать в танцевальной жизни группы, детского сада, и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач;
- передавать свои впечатления в устной форме.
Предметными результатами освоения программы являются:
- устойчивый интерес к театрализованной ритмопластики, понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
- знание основных терминов, используемых в театрализованной ритмопластике, хореографии;
- умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении хореографических движений,
- умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в соответствии с программой обучения;
- должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать технику выполнения упражнений;
- должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается способность к творческому самовыражению;
- дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в сложных перестроениях, уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение, аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками в коллективе.
Продолжительность занятий соответствует своей возрастной группе.
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Солнечные ступеньки» социально-гуманитарной направленности государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 135 Невского района города Санкт – Петербурга
на 2024-2025 учебный год
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В период от четырёх до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается.
Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного развития ребенка, формируется личность человека.
Программа «Солнечные ступеньки»социально-гуманитарной направленности и направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, чтобы обеспечить их социальную успешность.
Значимой характеристикой программы является возможность ее использования при организации как групповых, так и индивидуальных занятий; для организации непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности ребенка и для организации режимных моментов
Актуальность программы заключается в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) …»
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Данный принцип в программе реализуется через учет индивидуальных особенностей развития детей, игра является ключевым методом реализации программы. Непрямое обучение ребенка дошкольного возраста происходит в специфичных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской и др. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей или законных представителей, педагогических и иных работников дошкольных образовательных организаций) и детей реализуется через позитивное отношение педагога к возможностям ребенка, учет в обучении зоны ближайшего и актуального развития. Используемая в программе педагогическая диагностика направлена на создание оптимальных условий для развития детей, а не на оценку как итогового, так и промежуточного развития детей. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Данный принцип вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Программа разработана с учетом дидактического принципа последовательности и преемственности в освоении материала, который предполагает системность обучения, т.е. логическую последовательность и связь между изучаемым ранее и новым материалом, что является базой для усвоения нового материала. Это создает предпосылки для освоения последующих тем.
Цель программы:
Развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность; содействие познавательному развитию детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
- учить устанавливать контакты в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, договариваться, отстаивать свою точку зрения.
Образовательные
- формировать элементарные знания об объектах, их свойствах окружающего мира.
- формировать элементарные математические понятия и представления.
Воспитательные
-воспитывать ценностное отношение к познавательной, коммуникативной деятельности.
-воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослым в познавательной и коммуникативной деятельности.
-развивать внимание, сосредоточенность и усидчивость.
Отличительным достоинством программы «Солнечные ступеньки» является ее реализация с помощью тетрадей на печатной основе.
Организация образовательной деятельности с использованием тетрадей "Солнечные ступеньки" позволяет развивать произвольность, самостоятельность. Воспитанники учатся планировать и последовательно осуществлять задуманное, добиваться нужного результата. Использование тетрадей в работе с дошкольниками развивает логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику рук. Так, для детей младшего дошкольного возраста время, отведенное на работу с тетрадями, должно быть минимальным
Программа рассчитана на ее освоение детьми возрастной нормы, детьми с признаками одаренности и детьми, испытывающими трудности в обучении. При освоении основной образовательной программы дошкольного образования программа «Солнечные ступеньки» позволяет педагогу организовать индивидуальную и групповую работу с детьми по развитию признаков одаренности.
Отличительной особенностью программы является игровой метод, который придает
Программа рассчитана на один год обучения для детей от 3-х до 7 лет. В подходе, учитывается при этом состав группы и возможности детей.
Планируемые результаты в развитии у дошкольников
-Развитие у детей логико-математических представлений (представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах,числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
-Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация»;
-Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребёнка;
-Развитие активности и инициативности детей;
-Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.