Аннотация

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограмме «Грамотейка» социально–педагогической направленности Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 135 Невского района города Санкт – Петербурга

 2024-2025 учебный год

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализам слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Актуальность программы состоит в том, что, чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, Рече двигательная.Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Цель программы это построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5-6 и 6- 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Задачи программы

Обучающие:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи  темпом, интонацией.
  • Знакомство со слоговой структурой слова.
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
  • Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Обучение чтению.
  • Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
  • Подготовка руки ребёнка к письму.

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие графических навыков.
  • Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к взрослым и сверстникам.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Планируемые результаты

5-6 лет

Личностные:

v  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости

v  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

v  формирование мотивации к труду, работе на результат

Предметные:

v  Овладеть понятиями: «слог», «звук», «буква».

v  Различать и называть гласные и согласные звуки.

v  Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов.

v  Свободно и осознано читать слоги.

v  Проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

Метапредметные:

v  Сформированное плавное слоговое чтение.

v  Владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

v  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

6-7 лет

Личностные:

v Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости

v Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

v Формирование мотивации к труду, работе на результат

Предметные:

v  Овладеть понятиями: «слог», «слово», «звук», «буква», «предложение».

v  Уметь различать и называть гласные и согласные буквы.

v  Уметь правильно ставить ударение в словах.

v Уметь правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры.

v Уметь свободно и осознано читать небольшие слова, простые предложения.

v Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце.

Метапредметные:

v Сформированное плавное слоговое чтение.

v Владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  

     поиска средств ее осуществления;

v Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять

     наиболее эффективные способы достижения результата.

Аннотация

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театрализованная  ритмопластика» художественной направленности Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 135 Невского района города Санкт – Петербурга

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трёх до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие.
Театрализованная ритмопластика – синтетический вид деятельности, который помогает решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и в целом психического развития детей.
Опыт проведения ритмопластики показал её привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые движения, направленные на развитие у детей музыкальности, двигательных качеств и умений, чувства ритма, творческих способностей, нравственно-эстетических качеств. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка, а разнообразие используемой на занятиях музыки дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческие способности, совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу.
Актуальность работы заключается в том, что ритмопластика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмопластикой. Занимаясь ритмопластикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным. В данной программе используются не только музыкально-ритмические и имитационные движения, но и разнообразные упражнения, игры. Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Каждое занятие - это путешествие в сказку, это игры и перевоплощения в различные образы.
Цель программы: развивать у детей музыкально-пластические способности; приобщать к миру искусства, воспитывать активность восприятия музыки, учить детей понимать музыкальное содержание и средства музыкальной выразительности, учить ребенка выражать себя в соответствии с музыкальным образом, планомерно развивать у детей музыкальный слух и память.
Задачи программы:
Обучающие
- учить детей выполнять движения эмоционально, выражая себя в соответствии с образом, заложенном в музыке. 
- учить понимать танцевальные средства выразительности; 
- учить усвоению содержания текста
Также решаются задачи: 
Развивающие 
- развивать чувства ритма, темпа, понятия динамики, основы звуковысотности и тембра.
- создать предпосылки для творческого поиска в создании образа; 
- активизировать творческий потенциал ребенка
- развивать навыки говорения; накопление словарного запаса; получение максимально полной информации об окружающем мире через литературные произведения
- развивать логическое мышление через тренировку умственной деятельности в процессе работы над литературным текстом.
Воспитательные 
- воспитывать стремление выразительно выполнять движения;
- развивать артистические способности, художественный вкус, любовь к музыке, искусству; 
- развивать внимания, сосредоточенность.
Отличительной особенностью программы является игровой метод, который придает
учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Программа рассчитана на один год обучения для детей от 3-х до 7 лет. В подходе к каждой конкретной группе детей проявляется определенная гибкость, учитывается при этом состав группы, физические данные и возможности детей. 
Планируемые результаты в развитии у дошкольников специальных компетентностей в музыкально-ритмической деятельности
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитое хореографическо-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей;
- развитие творческих способностей;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность.
Метапредметными результатами освоения программы являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности;
- умение участвовать в танцевальной жизни группы, детского сада, и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач;
- передавать свои впечатления в устной форме. 
Предметными результатами освоения программы являются:
- устойчивый интерес к театрализованной ритмопластики, понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
- знание основных терминов, используемых в театрализованной ритмопластике, хореографии;
- умение  правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении хореографических движений,
- умение исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в соответствии с программой обучения;
- должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать технику выполнения упражнений;
- должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы; развивается способность к творческому самовыражению;
- дети должны знать  технику  выполнения  упражнений, уметь  ориентироваться  в сложных перестроениях, уметь быстро переключать внимание, проявлять такие  качества, как терпение, аккуратность, уметь общаться со своими сверстниками  в коллективе.

Продолжительность занятий соответствует своей возрастной группе.

Год обучения

Дата начала 

обучения по программе

Дата окончания

 обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных

 часов в год

Режим занятий
1 год (с 3-4) 1 октября 2021 31 мая 2022 32 16 часов

2 раза в неделю во второй половине дня 

по окончанию основных режимных моментов

1 год (с 4-5) 1 октября 2021 31 мая 2022 32 21 час 20 минут

2 раза в неделю во второй половине дня

по окончанию основных режимных моментов

1 год (с 5-7) 1 октября 2021 31 мая 2022 32 26 часов 40 минут

2 раза в неделю во второй половине дня

по окончанию основных режимных моментов

Аннотация

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Солнечные ступеньки» социально-гуманитарной направленности государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 135 Невского района города Санкт – Петербурга

на 2024-2025 учебный год

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В период от четырёх до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается.

Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного развития ребенка, формируется личность человека.

Программа «Солнечные ступеньки»социально-гуманитарной направленности и направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, чтобы обеспечить их социальную успешность.

Значимой характеристикой программы является возможность ее использования при организации как групповых, так и индивидуальных занятий; для организации непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности ребенка и для организации режимных моментов

Актуальность программы заключается в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) …»

Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Данный принцип в программе реализуется через учет индивидуальных особенностей развития детей, игра является ключевым методом реализации программы. Непрямое обучение ребенка дошкольного возраста происходит в специфичных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской и др. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей или законных представителей, педагогических и иных работников дошкольных образовательных организаций) и детей реализуется через позитивное отношение педагога к возможностям ребенка, учет в обучении зоны ближайшего и актуального развития. Используемая в программе педагогическая диагностика направлена на создание оптимальных условий для развития детей, а не на оценку как итогового, так и промежуточного развития детей. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Данный принцип вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Программа разработана с учетом дидактического принципа последовательности и преемственности в освоении материала, который предполагает системность обучения, т.е. логическую последовательность и связь между изучаемым ранее и новым материалом, что является базой для усвоения нового материала. Это создает предпосылки для освоения последующих тем.

Цель программы:

Развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность; содействие познавательному развитию детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Задачи программы:

Развивающие

- развивать познавательную активность, познавательную мотивацию ребенка дошкольного возраста.

- развивать мышление, речь, мелкая моторика рук.

- учить устанавливать контакты в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, договариваться, отстаивать свою точку зрения.

Образовательные

- формировать элементарные знания об объектах, их свойствах окружающего мира.

- формировать элементарные математические понятия и представления.

Воспитательные

-воспитывать ценностное отношение к познавательной, коммуникативной деятельности.

-воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослым в познавательной и коммуникативной деятельности.

-развивать внимание, сосредоточенность и усидчивость.

Отличительным достоинством программы «Солнечные ступеньки» является ее реализация с помощью тетрадей на печатной основе.

Организация образовательной деятельности с использованием тетрадей "Солнечные ступеньки" позволяет развивать произвольность, самостоятельность. Воспитанники учатся планировать и последовательно осуществлять задуманное, добиваться нужного результата. Использование тетрадей в работе с дошкольниками развивает логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику рук. Так, для детей младшего дошкольного возраста время, отведенное на работу с тетрадями, должно быть минимальным

Программа рассчитана на ее освоение детьми возрастной нормы, детьми с признаками одаренности и детьми, испытывающими трудности в обучении. При освоении основной образовательной программы дошкольного образования программа «Солнечные ступеньки» позволяет педагогу организовать индивидуальную и групповую работу с детьми по развитию признаков одаренности.

Отличительной особенностью программы является игровой метод, который придает

учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, способствует развитиюмышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Программа рассчитана на один год обучения для детей от 3-х до 7 лет. В подходе, учитывается при этом состав группы и возможности детей.

Планируемые результаты в развитии у дошкольников

-       Развитие у детей логико-математических представлений (представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах,числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

-       Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;  

-       Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация)

-       Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация»;

-       Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;

-       Развитие интеллектуально- творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

-       Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребёнка;

-       Развитие активности и инициативности детей;

-       Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.