Удивительная сенсорика

Аннотация

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Удивительная сенсорика»социально-гуманитарной направленностигосударственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 135 Невского района города Санкт Петербурга.

на 2024-2025 учебный год

Сенсорное воспитаниесоциально-гуманитарной направленности – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте

Период с3-х до 4 -х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Цель программы

Определение путей влияния дидактических игр и упражнений на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

Потребностью в разработке методических путей развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактических игр и упражнений

Задачи программы

- Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.

- Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.

- Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

- Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

- Развитие творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности.

- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;

- Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами.

Планируемые результаты

В результате освоения программы воспитанники будут:

Знать:

  • шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов;
  • пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия.

Уметь:

  • идентифицировать цвета, геометрические фигуры;
  • подбирать предметы по образцу;
  • группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, величина);
  • сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;
  • чередовать предметы по величине;
  • расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей;
  • сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета;
  • обозначать величину предметов словами;
  • воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;
  • находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу;
  • словесно описывать формы предметов.

Владеть:

  • приёмами обследования формы;
  • действиями подбора по образцу;
  • способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно-воспринимаемому образцу.