Грамотейка
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограмме «Грамотейка» социально–педагогической направленности Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 135 Невского района города Санкт – Петербурга
2024-2025 учебный год
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализам слов – первому действию по обучению собственно грамоте.
Актуальность программы состоит в том, что, чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, Рече двигательная.Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Цель программы это построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5-6 и 6- 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Задачи программы
Обучающие:
- Формирование и развитие фонематического слуха.
- Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
- Расширение словарного запаса детей.
- Обучение чтению.
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие графических навыков.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к взрослым и сверстникам.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Планируемые результаты
5-6 лет
Личностные:
v Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости
v Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
v формирование мотивации к труду, работе на результат
Предметные:
v Овладеть понятиями: «слог», «звук», «буква».
v Различать и называть гласные и согласные звуки.
v Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов.
v Свободно и осознано читать слоги.
v Проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
Метапредметные:
v Сформированное плавное слоговое чтение.
v Владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
v Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
6-7 лет
Личностные:
v Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости
v Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
v Формирование мотивации к труду, работе на результат
Предметные:
v Овладеть понятиями: «слог», «слово», «звук», «буква», «предложение».
v Уметь различать и называть гласные и согласные буквы.
v Уметь правильно ставить ударение в словах.
v Уметь правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры.
v Уметь свободно и осознано читать небольшие слова, простые предложения.
v Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце.
Метапредметные:
v Сформированное плавное слоговое чтение.
v Владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
v Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.