Цель

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Задачи

-повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
- совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;
- формирование правильной осанки;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.


Принципы и подходы к формированию рабочей программы

- обеспечение охраны жизни, физического и психического здоровья детей;
- организация системы физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
- обеспечение личностно-ориентированного и деятельностного подхода к физическому развитию воспитанников
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
- принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяющий решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
-обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
-принцип последовательности освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать;
предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
- Рефлексия педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.


Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей физического развития детей (по возрастам)

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.
Процесс формирования физической культуры важен в период от двух до семи лет, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной, сферы, ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью.
Поэтому все актуальней становится проблема формирования потребности в здоровом образе жизни, начиная с раннего возраста.
Это поможет детям дошкольного возраста адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности, сформирует интерес к занятиям физической культуры.

Группа раннего возраста
(от 2 до 3 лет)
- Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть, уши – слышать, нос – нюхать, язык – пробовать (определять) на вкус, руки – хватать, держать, трогать; ноги – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать.
- Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
- Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направления и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
- учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). – учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
- общение становится вне ситуативным.
- Взрослый становится носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая
-Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
- начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре
- Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
-Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
- Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
-Продолжает развиваться также их половая идентификация.

Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
-В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
- Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.
-Усложняются игры с мячом.
-Совершенствуется ориентация в пространстве.
-Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей.Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи.
-Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
-У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
-Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
- Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. -Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, интонационно взятой роли.
- При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
-Действия детей в играх становятся разнообразными.
-Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
- В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов

Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
- В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации
-Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие
- В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы)

- Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Конституция РФ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
- Устав ГБДОУ№ 135


Срок реализации рабочей программы 2024-2025 учебный год


(сентябрь 2024 - август 2025 года)
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы (по физическому развитию воспитанников) В программе «От рождения до школы», так как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:
- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту),
- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду,реализуется на русском языке.
   В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующаяся на его индивидуальные особенности. При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей 2-7 лет, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
   В программе представлены все пять традиционных видов музыкальной деятельности детей: слушание, пение и песенное творчество, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, танцевально-игровое и танцевальное творчество.
   Виды музыкальной деятельности реализуются в повседневной жизни детского сада (на различных НОД, в режимных моментах), в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, в процессе творчества), самостоятельной деятельности детей.
Цель: всестороннее гармоничное развитие ребенка посредством реализации содержания основной образовательной программы дошкольного образования
Задачи: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различный уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентиров средствами музыкального искусства.
Основания разработки программы (перечень документов):
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (с 01.01.2021);
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 №2/15;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения российской Федерации (Минпросвещения России) от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и другие локальные акты ГБДОУ
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год

 

Цель:

 

-создание  благоприятных условий  для полноценного проживания  ребёнком  дошкольного  детства, формирование  основ базовой  культуры  личности, всестороннее   развитие   психических  и физических   качеств  в  соответствии с  возрастными  и   индивидуальными  особенностями, подготовка  к  жизни  в  современном обществе, формирование предпосылок  к  учебной деятельности, обеспечение безопасности  жизнедеятельности дошкольника, создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности

 

 

Задачи:

 

·         забота  о здоровье, эмоциональном  благополучии и  своевременном  всестороннем  развитии  каждого ребёнка;

  • создание  в  группах  атмосферы  гуманного  и  доброжелательного  отношения  ко  всем  воспитанникам,  что позволяет  растить  их  общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися  к  самостоятельности  и  творчеству;
  • максимальное  использование  разнообразных  видов  детской  деятельности, их  интеграция  в целях  повышения эффективности  воспитательно-образовательного  процесса;
  • творческая  организация  воспитательно-образовательного  процесса;
  • вариативность  использования  образовательного  материала, позволяющая развивать  творчество  в  соответствии  с интересами  и  наклонностями  каждого  ребёнка;
  • уважительное  отношение  к  результатам  детского  творчества;
  • единство  подходов к  воспитанию  детей  в  условиях  дошкольного  образовательного  учреждения  и  семьи;
  • соблюдение  в  работе  детского  сада и  начальной  школы  преемственности,  исключающей  умственные  и  физические  перегрузки  в содержании образования  детей дошкольного  возраста, обеспечивающей  отсутствие  давления  предметного  обучения

 

 

Принципы и подходы к формированию рабочей программы:

 

•          Гуманизации – признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка.

      •    Дифференциации и индивидуализации – обеспечение развития ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

      •    Комплексности и интегративности – решение воспитательных, образовательных и развивающих задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

       •   Преемственности – поддержание связей между возрастными категориями с целью воспитания и развития познавательных процессов и формирования умений их удовлетворять.

       •   Научности – подкрепление всех проводимых мероприятий воспитательно-образовательного процесса научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

       •   Активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и привлечение родителей к поиску новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по воспитанию и обучению детей.

       •   Системности – представление программы, как целостной системы с взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами.

 

 

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы):

 

1 младшая группа (ранний возраст от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии,подпевать. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

 

2 младшая группа (от 3 до 4 лет)

             В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

 

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

            Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

 

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. 

 

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

 В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

 

 

Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы):

 

-Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

- Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013  № 26).

 

 

Срок реализации рабочей программы:

 

2015-2016 учебный год

(Сентябрь 2015 - июнь 2016 года)

 

 

Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы(по музыкальному развитию воспитанников):

-   ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициа­тиву и самостоятельность в разных видах дея­тельности игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  - обладает установкой на положительное отно­шение к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интере­сы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно про являет свои чувства, в т. ч. веру в себя, старается разрешать конфликты;

-  обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными форма­ми и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-   достаточно хорошо владеет устной речью, мо­жет использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, мо­жет выделять звуки в словах, у ребенка скла­дываются предпосылки грамотности;

-   у ребёнка развита крупная и мелкая мотори­ка; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-   способен к волевым усилиям, может следо­вать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимо­отношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены:

-   проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при­чинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явле­ниям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; зна­ком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики., истории и т. п.; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель­ности.

Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры