Рабочая программа инструктора по физической культуре 2025-2026 уч. год
Цель
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Задачи
-повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
- совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;
- формирование правильной осанки;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
- обеспечение охраны жизни, физического и психического здоровья детей;
- организация системы физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
- обеспечение личностно-ориентированного и деятельностного подхода к физическому развитию воспитанников
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
- принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяющий решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
-обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
-принцип последовательности освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать;
предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
- Рефлексия педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей физического развития детей (по возрастам)
Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.
Процесс формирования физической культуры важен в период от двух до семи лет, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной, сферы, ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью.
Поэтому все актуальней становится проблема формирования потребности в здоровом образе жизни, начиная с раннего возраста.
Это поможет детям дошкольного возраста адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности, сформирует интерес к занятиям физической культуры.
вторая группа раннего возраста
(от 1 до 2 лет)
- обогощение двигательного опыта детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ползанье, ходьба, бег), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
- развитие психофизических качеств, равновесия и ориентировки в пространстве;
- формирование интереса и положительного отношения к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям.
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
- обогощение двигательного опыта детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики (бросание, катание,ловля, ползание, лазанье, бег, прыжки) общеразвивающие и музыкально-римические упражнения;
- развиватие психофизических качеств, равновесия и ориентировки в пространстве;
- поддержка у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах;
- формирование интереса и положительного отношения к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям. - укрепление здоровья детей средствами физического воспитания, формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания, приобщая к здоровому образу жизни
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
- ообогощение двигательного опыта детей, используя упражнения основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические упражнения), спортивные упражнения, подвижные игры, помогая согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдение правила в игре;
- развивитие психофизических качеств, ориентирование в пространстве, координация, равновесие, способность быстро реагировать на сигнал;
- формирование интереса и положительного отношения к занятием физической культурой и активному отдыхц, воспитание самостоятельности;
- укрепление здоровья детей средствами физического воспитания, создание условий для формирование правильной осанки, споссобствование освоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности;
- закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, формируя полезные привычки, приобщая к здоровому образу жизни.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
-обогощение двигательного опыта детей, способствуя техническому выполнению упражнений основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические упражнения), создание условий для освоения спортивных упражнений, подвижных игр.
- формирование психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), развитие координации, меткости, ориентировки в пространстве;
-воспитание волевых качеств, самостоятельности, стремления соблюдать правила в подвижных играх, проявление самостоятельности при выполнении физических упражнений;
- формирование интереса и положительного отношения к физической культуре и активному отдыху, формирование первичных представлений об отдельных видах спорта;
- укрепление здоровья ребенка, опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение имунитета средствами физического воспитания;
- формирование представления о факторах, влияющих на здоровье, воспитание полезных привычек, способствие усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
- Обогощение двигательного опыта, создание условий для оптимальной деятельности, развитие умения осознанно, технично, точно, активно выполнять упражнений основной гимнастики, осовение спортивных упражнений, элементы спортивных игр, элементарные туристические навыки;
- развитие психофизических качеств, координацию, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитание самоконтроля и самостоятельности, проявление творчества при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдение правил в подвижной игре, взаимодействие в команде;
- воспитание патриотических чувств и нравственно- волевых качеств в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха;
- развите интереса к физической культуре, формирование представления о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов;
- укрепление здоровья ребенка, формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение иммунитета средствами физического воспитания;
- расширение представлений о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, оздаровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха;
- воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдение правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной активности и во время туристических прогулок и экскурсий.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
- обогощение двигательного опыта детей с помощью упражнений основной гимнастики, развитие умений технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять физические упражнения, освоение туристических навыков;
- развитие психофизических качеств, точности, меткости, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, самоконтроль, самостоятельность, творчество;
- поощрение соблюдений правил в подвижной игре, проявление инициативы и самостоятельности при ее организации, партнерское взаимодействие в команде;
- воспитание патриотизма, нравственно-волевого качества и гражданской идентичности в двигательной деятельности и различных формах активного отдыха;
- формирование осознанной потребности в двигательной деятельности, поддержание интереса к физической культуре и спортивным достижениям России, расширение представлений о разных видах спорта;
- сохранение и укрепление здоровья детей средствами физического воспитатения, расширение и уточнения представлений о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления, туризме, как форме активного отдыха, физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и припроведении туристских прогулок и экскурсий;
- воспитание бережного, заботливого отношения к здоровью и человеческой жизни, развитие стремления к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказание помощи и поддержки другим людям.
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы)
- Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Конституция РФ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (постановление Гланого государственного санитарного врача РФ №28 от 29.09.2020).
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (постановление Главного государственного санитарного врача РФ №32 от 27.10.2020);
- СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (постановление Гланого государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021).
- анитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектах социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распростронения новой короновирусной инфекции (COVID-19)" (постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.11.2022 №1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
- Устав ГБДОУ№ 135
Срок реализации рабочей программы 2025-2026 учебный год
(сентябрь 2025 - август 2026 года)
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы (по физическому развитию воспитанников) В программе «От рождения до школы», так как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:
- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту),
- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.